Исследование эффективности творческой реабилитации

Каждый человек – центр мира, но именно каждый,
и мир только тем и ценен, что полон таких центров.
Элиас Канетти

Опыт Центра искусств «ЭкоАрт» и организаций-партнеров по работе с молодыми инвалидами показывает, что творческая реабилитация является наиболее эффективным видом реабилитации и адаптации инвалидов. Однако ни в Донецкой области, ни в Украине не существует ни отдельных, ни комплексных программ по творческой реабилитации этой категории молодежи. Специалисты, волонтеры и родители, занимающиеся творческой реабилитацией, вынуждены самостоятельно разрабатывать методики и осваивать их методом проб и ошибок.

В Украине не проводились специальные исследования по эффективности различных видов творчества для реабилитации и социальной адаптации молодых инвалидов с конкретными группами заболеваний. Родственники инвалидов и сотрудники интернатов, детских домов и реабилитационных центров нуждаются в полноценной информации о творческой реабилитации инвалидов, но не могут ее найти, поскольку в Украине практически не существует доступной литературы по этой теме.

Поэтому одной из задач Творческой акции для молодых инвалидов «Радужный мост» стало проведение исследования эффективности различных видов творчества для реабилитации молодых людей с ограниченными возможностями. Во время всей акции, и особенно творческого лагеря, организаторы, непосредственно работая с заинтересованными людьми, стремились помочь в решении этой проблемы. Молодые инвалиды – участники проекта получили возможность попробовать свои силы в разных видах творчества и выбрать то, что им по душе.

Центр искусств «ЭкоАрт» и ДГОО «Радуга» обладали промежуточными данными об эффективности творчества как метода реабилитации и адаптации целевой группы акции. Эти данные получены в 2004–2005 годах в результате акции «Творим, чтобы жить», которая финансировалась Управлением по делам семьи, молодежи и международных связей Донецкого городского совета, и других подобных акций, а также в процессе деятельности Донецкого центра социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов и молодых инвалидов «Радуга».

В течение исследования эффективности осуществлялись сбор, обработка и систематизация информации о применяемых в творческом лагере видах творческой деятельности. Также во время исследования определялась результативность и эффективность конкретных видов творчества для реабилитации и адаптации различных групп молодых людей с ограниченными возможностями. На основании информации, собранной во время исследования, были выработаны рекомендации по применению конкретных видов творчества в процессе поддержки, реабилитации и социальной адаптации молодых людей с ограниченными возможностями (см. раздел «Методики творческой реабилитации»). Также в процессе исследования проводились опрос и анкетирование молодых людей с ограниченными возможностями, являющихся участниками акции «Радужный мост», с целью определить их личные предпочтения в творчестве.

Для участия в творческом лагере акции «Радужный мост» путем собеседований были отобраны молодые люди с ограниченными возможностями, сопровождающие лица (для участников, которым присвоена первая группа инвалидности и которые нуждаются в постоянной помощи), волонтеры и тренеры, которые проводили творческие занятия, а также организовывали и осуществляли культурно-развлекательную программу.

В творческом лагере принимало участие 80 человек (по 40 человек в одной двухнедельной смене), среди которых было 60 ребят и 20 волонтеров (по 10 волонтеров в каждой смене). Самому младшему участнику лагеря было 15 лет, самому старшему из ребят – 30. Средний возраст ребят-участников – 24–27 лет. В лагере принимали участие ребята с разными группами инвалидности, среди них:

Инвалидность Количество % от общего числа
I группа инвалидности 34 человека 56,7 %
II группа инвалидности 20 человек 33,3 %
III группа инвалидности 4 человека 6,7 %
инвалид детства 2 человека 3,3 %

Среди родителей, исполнявших роль волонтеров-сопровождающих, также были 2 человека с III группой инвалидности.

Только 9 участников творческого лагеря (15%) имеют статус обучаемых, остальные 85% официально были признаны необучаемыми.

По итогам проведенного анкетирования приведем некоторые статистические данные, описывающие состояние участников лагеря.

Основные диагнозы ребят-участников (как правило, у многих из них есть сопутствующий диагноз, например, одновременно ДЦП и умственная отсталость):

Диагноз
Как основной
Как сопутствующий
Детский церебральный паралич (ДЦП)
28 чел. (46,7%)
3 чел. (5%)
Нарушения опорно-двигательного аппарата
3 чел. (5%)
3 чел. (5%)
Спинальная амиотрофия
2 чел. (3,3%)
Умственная отсталость
8 чел. (13,3%)
6 чел. (10%)
Задержка психического развития
9 чел. (15%)
4 чел. (6,7%)
Аутизм
5 чел. (8,3%)
Синдром Дауна
2 чел. (3,3%)
Нарушения зрения (слепота, слабовидящие)
1 чел. (1,7%)
9 чел. (15%)
Рассеянный склероз
1 чел. (1,7%)
Соматические заболевания
1 чел. (1,7%)
Всего:
60 чел. (100%)
25 чел. (41,7%)

Двигательная активность:

нормальная
затрудненная или с палочкой
с помощью костылей
в инвалидной коляске
с помощью родственников
в коляске или с поддержкой
42 чел. (70%)
6 чел. (10%)
1 чел. (1,7%)
4 чел. (6,7%)
5 чел. (8,3%)
2 чел. (3,3%)

Функция рук:

нормальная
одна рука ограниченно подвижна
обе руки ограниченно неподвижны
руки практически неподвижны
одна рука неподвижна
обе руки неподвижны
27 чел. (45%)
8 чел. (13,3%)
13 чел. (21,7%)
5 чел. (8,3%)
4 чел. (6,7%)
3 чел. (5%)

Речь:

нормальная
понятна только родителям
частично понятна окружающим
47 чел. (78,3%) 6 чел. (10%) 7 чел. (11,7%)

Общие достижения участников акции
после творческой реабилитации

После проведения творческого лагеря у всех ребят отмечено повышение любознательности, появление заинтересованности в творчестве и его результатах, желание осваивать новые виды творческой деятельности (сейчас участники проекта мечтают освоить технику батика) и совершенствовать имеющиеся навыки. У ребят увеличилась скорость работы и улучшилось ее качество, повысилась усидчивость и способность к концентрации, сформировалось чувство ответственности за свою работу, развивается творческое мышление (они начали сами продумывать дизайн оформления своих изделий).

В течение проекта ребята заинтересовались бисероплетением и, если до начала акции этим видом творчества занималось только несколько человек, сейчас его осваивают практически все участники лагеря и большинство постоянных посетителей Центра реабилитации «Радуга».

В лагере большинство ребят начало осваивать бисероплетение, лепку и бумажную пластику. Из вновь освоенных в течение акции «Радужный мост» видов творчества участники также называют вышивку крестиком и гладью, вязание крючком, кожаную пластику, флористику, изготовление мягкой игрушки, театр миниатюр, танцы (брейк и хип-хоп).

В ходе проекта расширился состав театра мод «Радуга» – в него еще вошли Аня Мороз, Дима Дубинин, Дима Шрамек, Илона Аксенова, Рита Сидорова и Лена Тимарцева. В течение акции «Радужный мост» разработано и изготовлено 3 коллекции костюмов: «Украиночка» (с использованием вышивки, созданной ребятами), «Конфетка» (из конфетных оберток, соединенных скотчем) и «Королевство цветов» (вязаная коллекция), с которыми ребята приняли участие в 2 выездных фестивалях и выступили на творческих мероприятиях акции.

Во время акции у ребят сформировались индивидуальные предпочтения в творчестве, среди которых можно выделить занятия тестокерамикой, бисероплетением, бумажной аппликацией, вязанием крючком и спицами, вышивкой (в основном, крестиком и на картоне). С удовольствием ребята занимаются подвижными видами творчества – в театре миниатюр (создание музыкальных и танцевальных клипов, мини-сценок, декламирование стихов) и в театре мод.

Из того, что понравилось в лагере, участники называют природу, творческие занятия, дискотеки, общение с другими детьми, походы (в лес, в Святогорскую лавру и на гору Артема), вечерний круг общения «Свеча», футбол, питание. Единственным огорчением стала погода – было довольно прохладно, несколько дней шел дождь. Но даже несмотря на это, все ребята хотят еще не раз поучаствовать в подобных проектах.

Весь проект «Радужный мост», и особенно творческий лагерь, послужил толчком для родителей: они заинтересовались развитием творческих способностей своих детей, стали посещать занятия в Центре реабилитации «Радуга» и учиться разным видам творчества, чтобы и дома помогать своим детям совершенствовать их творческие способности (а некоторые родители теперь стараются догнать в творчестве своих детей, т.к. ребята уже умеют гораздо больше).

Творческий лагерь стал также стимулом для саморазвития участников, повышения их самостоятельности и улучшения навыков самообслуживания. Этому способствовало то, что:

  1. Ребята самостоятельно или при помощи своих соседей по комнате застилали и расстилали свои постели (не все это умеют). На первых порах им показывали и объясняли, с чего начать, как расправить простынь, выровнять одеяло и покрывало, как положить подушку.
  2. Участники творческого лагеря учились самостоятельно снимать и надевать разные предметы одежды, обуваться, аккуратно складывать одежду. Одновременно развивались навыки взаимопомощи: ребята с меньшими физическими нарушениями помогали своим соседям по комнате застегнуть пуговицы и молнии, завязать шнурки, подавали необходимые предметы.
  3. Ребят стимулировали к самостоятельному выполнению утренних и вечерних гигиенических процедур – умывание, чистка зубов, посещение душа, мытье ног, стирка своего нижнего белья, объясняя, что это необходимо уметь каждому человеку.
  4. Участники проекта помогали волонтерам накрывать на стол и убирать посуду после еды, осваивали правила пользования столовыми приборами (не только ложкой, но и вилкой) и салфетками, а также правила поведения за столом. Ребята, которые до этого не кушали в присутствии посторонних людей, стали более спокойно относиться к окружающим и присутствовали во время общих трапез.
  5. Ребята участвовали в подготовке места для творческих занятий, а потом – в уборке творческих материалов и рабочего стола после занятий.
  6. В лагере были собаки и кошки, с которыми ребята с удовольствием общались, кормили, ухаживали за ними. Участникам проекта рассказывали, что у животных есть свой образ жизни и свои привычки, что собаки и кошки не любят, когда их тискают и насильно заставляют что-либо делать, что к любому животному, как и к человеку, нужно относиться с уважением и с соблюдением определенных правил. Многие из ребят только в Святогорске увидели коз, лошадей, коров, а в мини-зоопарке, который был расположен в соседнем пансионате, – разных птиц (попугаев, фазанов, павлинов, лебедей, декоративных кур и уток) и крупных животных (волка, дикого кабана, оленя).

Индивидуальные достижения
некоторых участников проекта

Когда-то Надю Тимохину (I группа, ДЦП) мама привозила в центр реабилитации «Радуга» на коляске. Врачи сказали, что ходить она никогда не сможет, и умственные способности ее не соответствуют какому-либо обучению. Сейчас Надя свободно передвигается по «Радуге» в специальных ходунках или держась за чью-то руку, читает (даже написала стихотворение), делает прекрасные композиции-аппликации из пластилина, занимается бумажной пластикой и тестокерамикой, участвует в показе коллекций театра мод «Радуга». Эта общительная, улыбчивая, трудолюбивая и любознательная девушка стала лауреатом областного и всеукраинского конкурсов «Поверь в себя». После творческого лагеря Надя увлеклась бисероплетением, вязанием крючком и вышивкой (в лагере она осваивала вышивку на картоне, а теперь вышивает еще и крестиком на ткани). Она стала более уверенной в себе и более самостоятельной, у нее улучшилась двигательная активность (сейчас Надя может сама пройти несколько шагов и значительно легче передвигается с поддержкой мамы или волонтеров).

Женя Дорофеев (I группа, слепота + ДЦП) – отзывчивый, добрый и заботливый парень, солист ДГОО «Радуга», принимающий участие во всех концертах и спектаклях. Он много читает с помощью специальной компьютерной программы, слушает новости и ежедневно проводит информационные «пятиминутки» для всех посетителей реабилитационного центра. Когда мы познакомились с Женей в 2004 году, он в силу своего диагноза практически не занимался декоративно-прикладным искусством, выполняя только вспомогательные работы (сматывал нитки в клубок, нанизывал на леску одинаковый бисер и т.п.). Во время творческого лагеря Женя начал осваивать вышивку на картоне и игру на гитаре. Сейчас он вышил несколько работ (начиная с простого домика и заканчивая портретом), записался на занятия по классу гитары, совершенствуется в бисероплетении – не только нанизывает бисер, но и собирает композиции. Кроме этого Женя стал более самостоятельным – пробует ходить без палочки и поддержки сопровождающего, ориентируясь только на голос рядом идущего, самостоятельно съездил на поезде в Киев.

Лена Тимарцева (I группа, ДЦП) и раньше увлекалась вязанием, а после творческого лагеря освоила новые технологии вязания крючком. Сейчас Лена также вышивает крестиком и активно занимается бисероплетением.

Аня Мороз (I группа, ДЦП) в течение акции «Радужный мост» улучшила качество своих изделий. Ее увлечение – бисероплетение, вышивка и изготовление цветов из ткани.

Рома Шапочкин (I группа, ДЦП) – общительный молодой человек, фантазер и мечтатель – с удовольствием занимается в театре миниатюр, осваивая брейк-данс и создание музыкальных клипов. Во время творческого лагеря Рома начал вышивать крестиком (сейчас у него готово несколько картин) и занялся бисероплетением.

Илона Аксенова (I группа, ДЦП) в творческом лагере получила стимул к развитию своих литературных талантов – если раньше она писала только прозу, то сейчас с успехом осваивает стихосложение и совершенствуется в создании прозаических текстов.

Лена Яворова (I группа, спинальная амиотрофия) с 1996 года занимается художественной вышивкой, владеет современными и старинными вышивальными швами, в том числе «белым по белому». В 2006 году она получила звание народного мастера Украины. Принимая участие в творческом лагере, Лена выступала в качестве волонтера по обучению других ребят вышивке крестиком. И сейчас она продолжает участвовать в обучении, а также дает консультации на дому.

Рита Сидорова и Вика Гаврик (обе – I группа, ДЦП) очень любят петь и декламировать стихи. Во время творческого лагеря девушки начали изучать вязание крючком и увлеклись бисероплетением, продолжая свои увлечения в течение всего проекта.

Дима Дубинин (ІІ группа, задержка психического и умственного развития) с удовольствием рисует и делает аппликации. Участвуя в проекте, Дима начал осваивать бисероплетение, вышивку, кожаную пластику, флористику и работу по дереву.

Наташа Гелеверя (I группа, ДЦП) научилась в лагере вязать спицами и крючком, начала осваивать вышивку крестиком. Приезжая из Славянска в донецкую «Радугу» Наташа занимается бисероплетением, а потом все, чему научилась, объясняет и показывает ребятам в родном городе.

Лена Пустовит (І группа, спинальная амиотрофия) вяжет, рисует, разрабатывает модели, занимается бисероплетением. После участия в творческом лагере у Лены улучшилось качество работ, в изделиях стали появляться мелкие детали, она увлеклась изготовлением маленьких бисерных фигурок и тестокерамикой.

Толик Дзюбак (инвалид детства, задержка психического развития) увлекся в творческом лагере театром миниатюр (танцевальные клипы, брейк и хип-хоп) и футболом, начал осваивать вышивку крестиком на картоне, тренируя концентрацию внимания и усидчивость.

Максим Павлусенко (III группа, ДЦП) занялся во время творческого лагеря вышивкой и бисероплетением, продолжая совершенствовать полученные навыки в течение всего проекта.

Ольга Жеденова (I группа, рассеянный склероз) во время проекта начала вышивать крестиком, а Валера Ведмеденко (II группа, задержка психического развития + ДЦП) осваивает бисероплетение и с удовольствием участвует в создании музыкальных клипов.

Сергей Пшеничный (I группа, ДЦП) раньше занимался оригами и бисероплетением. В течение проекта он увлекся тестокерамикой, усовершенствовал свою технику бисероплетения и теперь выполняет сложные работы.

Саша Антюшина (I группа, ДЦП) с удовольствием декламирует длинные стихотворения, делает заготовки для оригами. Во время акции «Радужный мост» Саша, ощущая мамину поддержку и видя достижения других ребят, начала заниматься флористикой и бисероплетением, стала более уверенной в себе, в своих силах и возможностях.

Катя Тимченко (ІІ группа, задержка умственного развития) в творческом лагере начала заниматься бисероплетением и работать в технике гобелена, а Люда Полякова (I группа, ДЦП) увлеклась вышивкой и тоже создает изделия из бисера.

Алла Оринченко (II группа, задержка психического развития) – незаменимый человек в «Радуге», поскольку умеет строчить на швейной машинке. А еще, участвуя в акции «Радужный мост», Алла занялась бисероплетением и вязанием, начала вышивать стебельчатым швом.

Маша Полевая (инвалид детства, задержка психического развития) в течение проекта усовершенствовала свои творческие навыки в вышивке и бисероплетении. Совместная работа и помощь другим ребятам помогли Маше в развитии навыков общения.

Володя Журавлев (І группа, задержка психического развития) во время проекта начал заниматься флористикой, а Лена Автомонова (І группа, задержка психического и умственного развития) помимо этого еще увлеклась бисероплетением, рисованием и вышивкой на картоне.

Артем Зуев (I группа, ДЦП) стал более коммуникабельным, принимая участие в общих мини-постановках, музыкальных и танцевальных клипах, а Володя Стеблин (ІІ группа, задержка умственного развития) увлекся рисованием, бумажной аппликацией и флористикой.

Помимо творчества, во время акции «Радужный мост» ребята увлеклись спортом – футболом и шахматами. Теперь в игру с удовольствием включаются Дима Шрамек, Рома Шапочкин, Толик Дзюбак, Дима Дубинин, Юра Сысуев, Андрей Шишов и Сережа Пшеничный, иногда участвует и Женя Дорофеев.

Hosted by uCoz